(Дородницын Анемподист Яковлевич; 2.11.1859 с. Успенское Славяносербского у. Екатеринославской губ.- дек. 1919, г. Новороссийск), архиеп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье дьячка. Обучался в Екатеринославской ДС и МДА, к-рую окончил в 1885 г. со степенью канд. богословия. В 1886 г. назначен учителем в Херсонское ДУ, одновременно с июня 1890 г. нес послушание противоштундистского (см. Штундизм) миссионера Херсонской епархии. В 1891 г. в МДА успешно защитил магистерскую дис. «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». 20 марта 1910 г. удостоен степени д-ра церковной истории за труд «Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине ХIХ-ХХ столетии». В 1892 г. назначен помощником смотрителя Бахмутского ДУ, в 1894 г.- миссионером Екатеринославской епархии, в 1901 г.- преподавателем обличительного богословия и истории в Черниговской ДС. 15 марта 1902 г. пострижен в монашество, 7 апр. 1902 г. рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Ставропольской ДС. В 1903 г. переведен на должность ректора Литовской ДС в Вильну с возведением в сан архимандрита.
30 мая 1904 г. в харьковском кафедральном соборе А. был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. С 18 июля 1905 г. епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии, с 27 авг. 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии, с назначением 5 сент. 1905 г. ректором КазДА. 17 янв. 1912 г. переведен на Саратовскую и Царицынскую кафедру, 20 июля 1914 г.- на Владимирскую и Суздальскую с возведением в сан архиепископа.
В 1917 г., после Февральской революции, епархиальный съезд духовенства забаллотировал А. при избрании правящего архиерея, обвинив его в «деспотизме» в обращении с духовенством, а также в дружбе с Г. Е. Распутиным, к-рому он подарил книгу с посвящением «великому старцу». Преемником А. по кафедре был избран архиеп. Сергий (Страгородский), буд. Патриарх Московский и всея Руси.
В 1918 г. А. уехал в Екатеринослав (Днепропетровск), затем в Киев, где выступил против сщмч. митр. Владимира (Богоявленского), поддерживая местных автокефалистов. Ранее, летом 1917 г., в Киеве было создано братство «Воскресение». Вскоре при поддержке Центральной рады братство было преобразовано во Всеукраинскую церковную раду, к-рую возглавил А., хотя до февр. 1918 г. в своих проповедях он защищал единство и целостность Российской империи и даже имел репутацию черносотенца. Назначенные Церковной радой епархиальные комиссары требовали, чтобы в храмах вместо свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского, поминалась Церковная рада во главе с А. После приезда в Киев с Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. митр. Владимира А., самовольно водворившийся в лавре по соседству с митрополитом, настраивал братию против своего архипастыря и священноархимандрита. Когда для подготовки к созыву Всеукраинского церковного Собора в Киев прибыли митр. Платон (Рождественский), митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Евлогий (Георгиевский), сщмч. Владимир просил их вразумить А., но тот продолжал свою раскольническую деятельность. На Соборе, открывшемся 7 янв. 1918 г. в Киеве, он вместе со свящ. Марычевым возглавил группу автокефалистов. На А. лежит доля вины за гибель сщмч. Владимира, против к-рого он сумел настроить значительную часть лаврских насельников. После убиения митр. Владимира А. был запрещен в служении. Оказавшись впосл. на территории, занятой Добровольческой армией, А. принес покаяние в содеянных преступлениях и вскоре скончался в Новороссийске. Отпевал А. архиеп. Евлогий (Георгиевский), к-рый в своих воспоминаниях дал ему в целом негативную характеристику. А. известен также как плодовитый духовный писатель и автор духовной музыки. Его сочинения дилетантского характера исполнялись архиерейским хором во Владимире под управлением А. Е. Ставровского, а одно из них - «Да исправится молитва моя» (для трехголосного муж. хора) - было издано в Казани в 1911 г.